.

Интервью с Алдонисом Тимерманисом – сапожных дел Мастером и владельцем компании «Ald»

- Как давно вы в профессии?

- Очень давно - с 1974 года. Сначала работал на производстве, шили готовую обувь. А по индивидуальным заказам начал работать с 1981 года. Так случилось, что жена – модельер обуви.

Вот мы и стали создавать обувь для каждого клиента. Тогда это еще было нельзя, но мы дома на кухне моделировали и шили обувь.

065
- Кто были ваши клиенты?

- В основном, актеры, певцы, музыканты. Им нужна была сценическая обувь, а с этим были очень большие проблемы.

- А как они вас находили?

- Ну, вы же понимаете, никакой рекламы и быть не могло. Клиенты передавали «из рук в руки». Работал только по рекомендации. Зато обувь, сшитая на заказ, сразу была видна. Тогда все так было. Мой отец был портным, так что всю молодость он меня обшивал. Помните, в начале улицы Марияс, бывшей Суворова было большое швейное ателье. Я как-то зашел туда и остановился у стенда с тканями. Мастер, который работал с клиентами, несколько раз останавливался около меня, а потом не удержался и все-таки спросил: «Скажите, вам костюм не Плинер шил?». Почерк мастера всегда виден. Были известные именитые портные, такие, как Угис Рукитис, Бруно Бирманис... Их тоже знали, очень много индивидуальности в костюмах было. 

Вот и на мою обувь идут «по почерку».

- Вы сравниваете свою работу с работой потрного. В чем сходство и в чем отличие?

-          Обе профессии, практически, вымирающие. Осталось очень мало качественных мастеров – ширпотреб забивает все. В этом, пожалуй, сходство. А различий очень много. Портному гораздо легче. У него есть примерка, где он может подогнать по фигуре то, что не легло сразу в крое. А вот сапожник должен подогнать колодку под ногу клиента сразу в соответствии с меркой и дизайном пары.. Это жесткая форма и ты не можешь ее изменить потом.

-          Из чего делаются колодки?

-          В основном, это фабричные заготовки, деревянные или пластиковые. И с ней уже работает обувщик, меняя ее форму. Иногда нужно сточить лишнее, иногда – подклеить, добавляя объем. Вот и добавляешь или стачиваешь, создавая форму живой ноги с учётом требуемого дизайна. Если нога полная – полноту нужно распределить по объему так, как диктует геометрия ноги. Например, у конкретного человека длинные или короткие пальцы, высокий или низкий подъем, косточки различные. Все это учитывается в колодке. Каждая пара делается по мерке, по новой колодке – думаешь, как в ней ляжет нога, как заказчик будет ее носить.

-          Есть огромный выбор готовой обуви. Почему люди все-таки заказывают обувь?

-          Во-первых, люди хотят индивидуальности. Да, готовой обуви очень много, но она часто лишена стиля. Да и те, кто претендует на «стиль», далеко не всегда его выдерживают. Есть истинные модельеры, а есть уровень школьных уроков труда. Я, конечно, не претендую на специальные регалии в области эстетики, но плохое от хорошего отличаю. 

-          То есть вы создаете индивидуальные модели? А какой стиль вы предпочитаете?

-          Раньше , по молодости, я стремился к классике, к консерватизму. Наверное, собственной солидности не хватало. А сейчас хочется разнообразия. Ну и чтобы вещь соответствовала твоему вкусу, подходила по характеру. Вот мои сапоги, ничего подобного вы не найдете в продаже. А они удобные, я ношу их всю осень и с пальто и с курткой. Конечно, снег выпадет, я переобуюсь, но такие сапоги – запоминаются и создают свой стиль.

-          А для клиента? Как вы для него создаете модель?

-          Ну, во-первых,  моя жена –  Лариса Тимермане – профессиональный модельер, она всегда поможет. Во-вторых, у нас есть уже своя, довольно большая коллекция моделей, которую мы регулярно пополняем. Так что, придя к нам в ателье, клиент может выбрать как из готовых моделей, так и – по фотографиям. Ну и, конечно, мы его расспрашиваем, что ему нравится, как и где он собирается обувь носить.

-          А что, есть разница?

-          Даже в выборе материала для офисной или для уличной обуви есть разница. Разные требования к качеству кожи.

005
-          А из экзотических кож вы тоже шьете?

-          Конечно. Это не так распространено, но да, шьем. Очень интересная обувь получается из кожи питона, там красивая фактура. Правда, если заказчик хочет обувь из дорогой кожи,мы все-таки делаем на него две пары. Первую – из обычного материала, пробную. Чтобы исключить любые погрешности. Ну а вторую – уже из дорогого набора... На западе пробная пара – обычная практика. Но мы стараемся не нагружать нашего клиента финансово сверх меры. Поэтому делаем сразу набело. За исключением дорогих шкур. 

-          А сколько стоит, например, квадратный метр шкуры питона?

-          Там не квадратные, а погонные метры, длинная шкура шириной сантиметров 20, а цена одного метра, около 90 евро. Конечно, в зависимости от выделки и цвета. 

-          Кстати, а какого цвета кожа питона?

-          Их красят разными красителями. Обычно, это песочные оттенки, но бывает очень красивый красноватый. Однажды держал в руках совершенно черную шкуру питона очень необычной выделки – мягкая, как шелк.

-          А как насчет крокодиловой кожи?

-          Из крокодиловой кожи выгоднее покупать все же готовые модели. Хоть они  стоят дорого – 1,5 – 2 тысячи евро за пару, но вы по крайней мере видите, как они сидят на ноге. С крокодиловой кожей эксперимент может дорого обойтись.

-          Сколько стоит крокодиловая кожа?

-          Одна шкура может стоить около 1500 евро. А хватит ее – на одни мужские туфли.

-          Крокодил же большой, почему только одна пара?

-          Для обуви можно использовать только кожу с живота. Остальная – слишком жесткая, вся покрытая «рогульками». Я однажды видел шлепанцы, сшитые из этих самых «рогулек». Жесткие, как дерево, совершенно не пригодные для носки. Ко мне торговец один обратился, чтобы хоть что-то сделать, чтобы их смягчить. Единственное, что удалось – это поставить внутреннюю прослойку. В остальном, как были «рогульки», так и остались.

Blaumana 15
-          А есть еще причины, по которым нужно шить обувь на заказ?

-          Да, это – особенности строения ног. Ноги у каждого человека отличаются, как отпечатки пальцев. Не бывает двух одинаковых ступней, даже у одного человека между правой и левой ступнями есть мизерные отличия. А бывают случаи, когда разница настолько велика, что готовую пару, практически не купить. У меня есть клиентка – молодая красивая девушка. Но у нее правая и левая ноги отличаются на два размера. Она – наш постоянный клиент и только для нее одной сделано три колодки. Они сделаны так, чтобы визуально не было даже видно, что ноги отличаются. Часто бывает так, что женщинам не подходят готовые сапоги из-за голенища. Это проблема, если ноги полные или наоборот, худые. Мы же делаем так, что все недостатки сглаживаются.

-          У вас много  клиентов? Вы их всех знаете в лицо?

-          Ну, всех, не запомнить. Но постоянных – конечно,  знаю. У нас есть клиенты, которым мы шьем обувь больше десяти лет . более того, до 2000 года мы шили обувь для магазинов. И бывает так, что человек видит вывеску «ALD», заходит и говорит, что он когда-то в магазине покупал обувь нашей фирмы и она хорошо носилась.Это очень приятно, поскольку мы  делаем нашу обувь с любовью.

-          Каждую пару делает один мастер от начала до конца?

-          Нет ,конечно. Каждая пара – это труд коллектива. Я, скажем, подготавливаю колодки, а модельер по ним – лекала. Закройщик по лекалам кроит обувь, ну и дальше – ее шьют, затягивают. Это – результат работы всей фирмы.

Ну и потом, стараемся, чтобы внешний вид был безупречным. Вот недавно для одной клиентки 4 дня искал правильную форму каблука. То, что планировалось изначально, не выглядело стильно. А с новым каблуком пара поменялась. Надеюсь, клиентке понравится.

-          Алдонис, вы – профессиональный обувщик. Есть какие-нибудь профессиональные рецепты, чтобы кожаная обувь не промокала?

-          Кожа всегда впитывает влагу. Она должна промокать. Есть, конечно, специальная гидрофобная кожа – для обуви, используемой в экстремальных условиях. Но кожаная обувь сыреет при нашей погоде.

-          Так как же за ней ухаживать?

-           В последнее время  я открыл для себя прекрасный инструмент для ухода за обувью – бесцветные влагостойкие аэрозоли. Их производят разные фирмы,  не обязательно покупать самый дорогой, и они годятся для любого вида кожи и даже для обуви из ткани.

003
-          А нубук или велюр? Как быть с ними?

-          И нубук и велюр – очень важно обработать бесцветным водоотталкивающим аэрозолем. Он совершенно не портит поверхность, а наоборот, защищает от влаги и грязи. Только потом можно дополнительно покрыть их красящим средством.

Раньше я очень скептически относился к этим аэрозолям, до тех пор, пока не стал сам носить цветную обувь. Знаете, как это бывает, на обувь попадает капля и остается пятно? Так вот, я как-то обработал туфли аэрозолем и поехал в Домину. Только припарковался, пошел дождь. Я еще подумал: «Сейчас туфли все в пятнах будут». Добежал до входа, посмотрел и очень удивился – ни одного пятнышка. Так что теперь мы любую кожу перед пошивом обрабатываем этим аэрозолем. Есть шкуры естественного дубления, с натуральными красителями,  они более мягкие и маркие, и быстро теряют вид. Так что аэрозоль незаменим. Он создает основу поверхности и продлевает жизнь обуви, отталкивая не только воду, но и грязь.

-          Так что же теперь, обувным кремом можно не пользоваться?

-          Конечно, пользоваться! Только делать это – правильно. Перед тем, как пользоваться кремом обувь нужно почистить. Можно раз в неделю использовать специальный шампунь для обуви. Или просто – протереть ее влажной тряпочкой и дать высохнуть, прежде, чем мазать кремом. Это смывает и накопившуюся грязь и остатки старого крема. Потому что если наносить и наносить все новый крем поверх старого, то он ложится слоями, а под ним кожа – не дышит.

-          А что по поводу ремонта? С чем чаще всего обращаются?

-          Ну, смотря кто. Есть две категории клиентов:

  1. Те, кто очень ухаживает за своей обувью. Набойка еще только до половины стерлась, а его уже не устраивает эстетический вид. Такие клиенты имеют до пяти пар обуви, чтобы дать ей отдохнуть. Такие клиенты носят любимые пары долго.
  2. Вторая категория – это те, кто ничего не делает. Обул и ни за чем не смотрит, пока обувь не начнет разваливаться. Принося ее, и ты думаешь, что с ней делать,можно ли еще что-нибудь восстановить.

-          Есть разница, как ухаживают за обувью женщины и мужчины?

-          Большой разницы нет. Хотя женщины часто видят, что пора менять набойку и не замечают, что сносилась носочная часть. Хотя и мужчины иногда этим грешат. Часто путают ремонт подошвы с профилактикой.

-          А это не одно и то же?

-          Конечно, нет. Подошва – это то, что выдерживает основную нагрузку и защищает ногу от внешних воздействий. А профилактика как раз эту подошву защищает. И если приносят обувь, в которой подошва стерлась до дыр, мы всегда рекомендуем сначала нарастить подошву, восстановить ее ходовые качества и только потом ставить профилактику. 

-          Профилактика для всех видов обуви одинаковая?

-          Нет, они очень отличаются. Мы всегда спрашиваем, где именно клиент собирается носить обувь. От этого зависит выбор правильной профилактики. Есть более красивая современная тонкая профилактика. В ней есть современные искусственные добавки, она износостойкая, но очень скользкая. С ней можно поскользнуться даже на полу торгового центра. Так что такую профилактику мы рекомендуем ставить на обувь, в которой клиент будет ходить по асфальту. А есть более плотная профилактика. Она, может и не такая красивая, но гораздо менее скользкая. Зимой это особенно травмоопасно.

-          А если хочется тонкую и не скользкую, что делать?

-          Это тоже решаемая проблема.

-          Есть ли какие-нибудь рекомендации для правильного выбора готовой обуви?

-           Трудно дать определенные рекомендации. Могу только сказать, поскольку ремонтируем обувь, видим, что обувь изготовлена из хорошей кожи, а вспомогательные материалы, которые играют важную роль, использованы не самого хорошего качества, и верх хорош, и подошва, а основная стелька – тоненький картон, иногда обтянутый материей. Они буквально рассыпаются и обувь мгновенно деформируется.   Есть еще проблема супинаторов. Хорошие ломаются крайне редко. Но бывает, что стоит не стальная пластина, а что-то больше похожее на материал для изготовления консервных банок.. Эта обувь быстро выходит из строя, да и ремонт – дорогой.  Как правило, эта обувь сделанная на конвеере.

-          То есть выбирать надо бренды?

-          Не обязательно, но желательно. Причем важно смотреть не столько на раскрученность бренда, сколько на качество обуви.. Компания, с которой мы   делим помещение на  ул. Блауманя 15  с сентября начала продажи итальянского бренда „Lillimil”. Это небольшое итальянское производство, но обувь качественная, класса комфорт, легкая, и имеет свой стиль. Это единственный магазин в Латвии, где она продается.

-          Эта обувь тоже сделана на конвейере?

-          Нет. Здесь  каждый мастер делает свою операцию, но на него не давит скорость ползущего конвеера, поэтому он может уделить каждой паре столько времени, сколько надо, чтобы качественно выполнить операцию.

-          Ну а вы? Вы не планируете начать производство готовой обуви?

-          Да, у нас уже есть целый ряд очень интересных моделей и в будущем думаем наладить производство размерного ряда. А пока там же на ул. Блауманя 15 вы можете увидеть  уровень нашей работы по выставленным образцам.

-          Скоро Рождество и Новый год. Что вы хотите пожелать вашим клиентам?

-          Комфорта вашим ногам, высокой культуры носки обуви. И, конечно, больше терпимости и добра в вашей жизни. Девиз, которому я следую по жизни - это слова одного южанина «вера и желание есть сила, а сомнения только уничтожают».

Мои поздравления всем читателям журнала «Беседы у семейного очага», а также его редакции с Рождеством и Новым годом!

Bookmark and Share
Top.LV