.

Современность и Югендстиль

Интервью с Эдгаром Квятковским для журнала «Беседы у семейного очага»

С Эдгаром мы встретились в музее Югендстиля, где  17 января открылась его выставка украшений в стиле Югенд.

inna1- Эдгар, я помню вашу первую выставку, год назад в этом же музее. Но сейчас здесь совсем другие работы! А какова судьба прошлой коллекции?

- Это уже пятая коллекция. Первую коллекцию целиком приобрел предприниматель из Швейцарии. Не как украшения, а как – произведения искусства.

Вторую коллекцию купила Шведская экономическая школа в качестве наград выпускникам, следующую коллекцию закупила сеть ювелирных магазинов в Исландии, еще одна коллекция разбежалась в частные руки, так что сегодня здесь выставлена уже пятая коллекция.

- Значит, и выставка – пятая? И вы вернулись в музей Югендстиля?

- Это – мой любимый музей. Я сейчас, как домой вернулся. Кстати, идея упаковки украшений в фирменные коробочки тоже родилась здесь. Двери в музее – теплого темно-красного цвета и я подумал, что крышка коробочки – это дверь к украшению в стиле Югенд. Так появились мои фирменные красные коробочки.

  - Как получилось, что вы стали скульптором? Какие-то семейные традиции?

 - Нет. Папа – строитель, а мама работала в порту, зам директора автосклада. Так что родители никакого отношения к искусству не имеют.

 - А как же вы пришли к идее стать скульптором?

 - Все началось со Станции юных техников. Мама решила, что мне будет интересно клеить модельки кораблей, и со временем я пойду в мореходку. Знаете, порт, корабли, дальние страны, хороший заработок, обычные планы хороших родителей для своего ребенка.

- И что же произошло на Станции юных техников? Вам не понравились кораблики?

 - Наоборот, именно кораблики-то и понравились. Точнее, понравилось их клеить. Я собирал модельки кораблей, большие и маленькие, на подставках и – в бутылках. Это как раз было самым интересным – клеить модельки.

Мне было лет 10, когда мама поинтересовалась моими предпочтениями: «Тебе корабли нравятся?» - «Да», - «Моряком будешь?» - «Нет», - «А что тебе нравится делать?» - «Клеить кораблики».

Поскольку было ясно, что вместо моряка растет творческая натура, то в 12 лет меня отдали в Рижскую художественную школу, что на углу улиц Гертрудес и Кр. Барона.

- То есть, кораблики закончились?

- Нет, конечно. Увлечение корабликами продолжалось лет до двадцати. Позже я увлекся техникой, паял микросхемы, делал радиоуправляемые модели.

alberta121
- А какое образование дает художественная школа?

 - Это как вечерняя школа для детей с художественным уклоном. Там преподаются различные художественные дисциплины - живопись, композиция, рисунок, графика, лепка. Но, мне исполнилось 15, и я решил выбрать современное направление - видеофильмы. Тогда казалось, это – перспективно. Но кораблики продолжал клеить.

- Художественной школы было достаточно для поступления в Академию?

- После 9го класса я поступил в Розенталя (Ред. Jāņa Rozentālā Rīgas mākslas vidusskola). Это - профессиональное художественное образование. И на тот момент там был самый прогрессивный компьютерный класс, так что была возможность технически совершенствоваться.

- А какая специализация у вас была в школе Розенталя?

- Изначально, это тоже были видеофильмы. Ровно до того момента, как я встретил Игоря Добытчина. Это сейчас он – президент Союза Художников, а тогда он был учителем лепки. Так что я закончил школу, как скульптор.

- То есть вы получили не просто аттестат, но – специальность?

 - Да, это реальное обучение профессии, я на диплом делал скульптуру – литье по металлу. 120 кг алюминия ушло на «Глаза Давида».

- Глаза какого Давида? И сколько же их было?

- Много глаз было, наверное, 200. Вы знаете, какие самые красивые глаза? Это глаза «Давида» - знаменитой скульптуры Микельанджело. Эти глаза – эталон, по которому учатся рисовать студенты. Так что именно эти глаза я создал в своей дипломной работе.

- А почему их было так много?

- В то время как раз в прессе шумела история овечки Долли – первого живого клона. Казалось, что все уже создано и следующим шагом искусства будет клонирование. Вот я и создал клоны глаз Давида. Была идея создать некий симбиоз науки, классики и современности.

- Какова судьба этой скульптуры сейчас?

- Она путешествует. Под эгидой Союза Художников организована выставка искусства Латвии, которая путешествует по миру. Сейчас эта скульптура в Чехии.

- То есть, вы уже тогда поняли, что скульптура – ваше призвание?

- Я понял, что должен идти своей дорогой. Из нашего выпуска половина пошла дальше учиться живописи, половина – в компьютерную графику. А я в этом году – единственный студент на классе скульптуры.

- А сколько вообще человек поступало в этот класс?

- В Художественной Академии, когда я поступал, принимали 25 человек на живопись, 15 – на компьютерную графику и только 4 – на скульпторов.

- Так у вас был жесткий конкурс?

 - Да. Но я поступил первым. И даже получил стипендию! Это – большая редкость, на всю Академию только 10 человек получают стипендию. 75 латов, это вам не шутка. Правда, это счастье быстро закончилось.

- Вы лишились стипендии?

 - Нет. На втором курсе я вылетел из Академии, как самый худший студент. Мне пришлось восстанавливаться, но идти на коммерческое отделение, за 1500 латов в год.

- А что случилось? Как можно было из лучшего так быстро попасть в худшие?

- Я решил пойти в бизнес и забросил учебу. Мне казалось, что главное – зарабатывать. Так что я открыл свою компанию – SIA «ART laboratorija», где делал цветное литье.

- Что это было?

- Всякие статуэтки, медали, значки. К тому же еще увлекся недвижимостью.

- Да, судя по всему, вам было не до учебы.

brivibas iela1
- Но совсем бросать учебу мне не хотелось. Во-первых, я понимал, что мне нужно учиться и совершенствоваться. Во-вторых, хотелось сохранить связи с друзьями, это братство, которое родилось еще в школе Розенталя. Но платить было дорого. Так что я и тут применил талант коммерсанта – поступил в консерваторию.

- А в консерваторию-то зачем? Вы же скульптор, при чем тут музыка!?

- Музыка ни при чем. В тот период, если вы помните, был бум недвижимости. И был очень большой дефицит учителей, многие ушли в строительство. Так что был принят закон, по которому если ты отработал 5 лет учителем, тебе не нужно в дальнейшем платить за собственное образование. А консерватория как раз открыла класс, в котором готовила педагогов для профессиональных художественных учреждений. Так что за 2 года я получил диплом учителя рисования. И мне тут же директор Олайнской художественной школы предложил место учителя. Я принял его предложение и, заодно, предожение работать в Рижской художественной школе, которую сам когда-то закончил. Так что я успевал работать в двух школах учителем, сам учился в Художественной Академии и – управлял бизнесами.

- Да, с занятостью у вас все было круто. А как с творчеством? Как появляется индивидуальность?

- Для этого нужно работать. Принимаешь участие в конкурсах, гос.заказах на различные темы, думаешь, ищешь решения поставленных задач, от вопроса «как организовать фонтан» до «где купить подходящий камень» и «как его обработать». Что не знаешь – спрашиваешь. Потом есть масса предметов, расширяющих кругозор - история культуры, дизайна, интерьера...

- А как, откуда берется собственное вИдение скульптора?

- Скульптура, это как джип, с приводом на 4 колеса.

Первое – это силуэт. Все самые известные скульптуры мира опираются на силуэт: Эйфелева башня, пирамиды, храмы, соборы.

Второе – объем и материал. То, из чего сделана скульптура. Есть огромная разница в скульптуре из бронзы, например, или изо льда, или из камня.

Третье – это концепт. Что именно художник хочет сказать.

Четвертое – это отношение к пространству. «Сидит» ли скульптура комфортно в пространстве или выпирает из него, подчиняется ли она пространству или – подчиняет пространство себе.

- К вопросу о концепте. Что такое для вас – концепт?

kalpaka131
- Это самое любимое мое колесо. В концепте должно быть все. И провокация, и личный рост, как художника, и реакция зрителя и собственный интерес. Каждая работа – это диалог между мной – скульптором и мной – зрителем. Мне должно быть интересно с обеих сторон. Это очень тонкий баланс между создателем скульптуры и ее зрителем. Я должен быть уверен, что мне, как скульптору будет интересно это создавать, а зритель сможет увидеть и понять мой замысел.

- А откуда берутся идеи? Что нужно, чтобы идея пришла?

- Нужно тренироваться. Способность к творчеству – это тоже мускулы, их нужно тренировать. В Академии есть уроки творчества, которые ведут Учителя с большой буквы. Они ставят вопросы, а ты должен дать ответ в скульптуре.

Вот, например, профессор Aigars Biksa создал скульптуру «Zemes mātes birojs». Это - стеклянная коробка, которая установлена на бывшем кладбище, наполовину закопана в землю. А внутри – компьютерный монитор, на котором идут и идут имена людей, похороненных на этом кладбище.

Он вел у нас уроки-провокации. Но мне было более интересно спровоцировать того, кто хочет спровоцировать других. Некий принцип японской борьбы айкидо в скульптуре. 

Я решил создать скульптуру-провокацию для профессора. Он как раз купил белоснежный фольксваген-жук. Было начало весны, я накопал травы и «высадил» ее прямо на крышу этого фольксвагена. Попросил в деканате, чтобы мне открыли машину и установил там ноутбук, который транслировал фото разбитых фольксвагенов-жуков. Назвал скульптуру незатейливо «Zemes mātes auto».

Комиссия к плакатам с фотографиями отнеслась прохладно, типа «хороший фотошоп», пришлось объяснить, что это – не фотошоп, а – натура. Предложил комиссии спуститься на стоянку и посмотреть. Долго потом преподаватели решали, выгнать меня из Академии, или наградить. В результате, поставили 10.

Но после этой и еще парочки провокаций предмет все-таки убрали из программы.

- На этом ваши эксперименты закончились?

- Нет, что вы, только начались. После пяти лет обучения Академия решила отправить меня по программе Эрасмус на год в Мюнхен. Конечно, я ухватился за эту возможность. Пришлось закрыть фирму, в школе написал заявление на отпуск и уехал в Европу.

- Чему вы там научились?

- В первую очередь – ездить на велосипеде. Там – это самое простое транспортное средство. Я решил посетить все, какие только возможно, музеи Европы. Не только Мюнхен, не только Германию, но и Австрию и Швейцарию. Я смотрел все, и выставки, и галереи, и музеи дизайна, и музей BMW, все, до чего мог дотянуться.

- А какова была цель? Только посмотреть?

 - Целей было много. И посмотреть, и поучиться, и расширить кругозор. Но главное – получить идеи для собственного творчества. Именно за границей у меня родилась идея воплотить в металле и янтаре красу и гордость Риги – ее югендстиль. Идея украшений витала давно, но не хватало технологии. И там, посмотрев на множество различных направлений, я наконец, понял, как эту идею можно воплотить технически. Фактически, мне пришлось создать симбиоз из разных технологий, который был необходим для создания новых форм.

- То есть вы закончили Академию с уже готовой технологией?

- Я не закончил, я – еще студент. У меня очень долго стоял вопрос: «Какой будет дипломная работа?». Так что ювелирные украшения были очень хорошим решением.

- Так эта выставка и есть ваша дипломная работа?

- Ни в коем случае.. выставка – это тренировка.

- Я помню работы первой коллекции. Эти – сильно отличаются.

- Ну, я совершенствуюсь. Если сравнивать с машинами, то их дизайн тоже ведь меняется, хотя общие принципы остаются неизменными. Я расту, и мои украшения тоже эволюционируют, становятся более ажурными.

- После этой выставки вы целиком уйдете в диплом?

- Нет, у меня – большие планы. Через месяц открывается моя персональная выставка в Нюрнберге, в марте – в Москве, в центральном доме художников. Ну а потом – конечно, диплом.

- И что же будет в дипломной работе?

 - Пока – секрет. Эта работа – в процессе создания. Ее можно будет увидеть в августе в музее Юрмалы, где уже запланирована большая выставка. Но самый большой секрет я подготовлю к следующему рождеству.

- Ну что же, творческих успехов и выполнения всех планов!

 Lapas5 

Lapas7

 Lapas12

А нам, зрителям, остается направиться в музей Югендстиля, чтобы познакомиться с творчеством молодого скульптора Эдгара Квятковского и его украшениями в стиле Югенд.

Выставка продлится до 16 февраля 2013 года.

 

 

 

 

 

 

 

Bookmark and Share
Top.LV