.

То, что никто не сможет отнять

Sevchenko
Интервью с Еленой Шевченко-Гросс, певицей, композитором и поэтом, Лауреатом Европейской награды им. Густава Малера за вклад в развитие музыкального искусства (2006г.).

Душа творит - она живая.

Душа парит, мечтать желая,

Назло порывистым ветрам,

Душа творит - она живая,

Она ликует по утрам.

Когда ж на небе зажигает

Звезду Создателя рука,

Душа в восторге замирает,

Лететь готова в облака.

И утро с вечером венчает,

И к алтарю труды несёт,

В объятья лиру заключает

И вдохновением живёт.

 

Елена Шевченко-Гросс

 

- Скажите, Елена, как Вы сами считаете, кто вы?

- У меня  много ипостасей.  С течением времени, конечно, меняются приоритеты и они перемещаются с одной ступеньки пьедистала на другую.

Раньше, казалось  главным то, что я – певица. Когда дети были маленькие, то приходилось совмещать все, что только можно совместить.

А сейчас я понимаю, что главное – это мои дети. Я счастлива, что у меня  две замечательные взрослые дочери и прекрасный внук, который уже в этом году пойдет в школу. Так интересно смотреть, как он растет и развивается.

Но творчество, конечно, продолжается. И это тоже один из главных  приоритетов! Я без него не мыслю своей жизни. Тем более, что сейчас я не только концертирующая певица, но и педагог, ещё пишу музыку, стихи и прозу, занимаюсь просветительской и общественной деятельностью. Несколько лет назад выпустила свой авторский музыкальный альбом " Эх, судьбы шальные кони". Являюсь членом Международной Ассоциации писателей и публицистов (МАПП).

- А когда вы решили, что будете певицей?

- Я это знала всегда. Пела с самого детства, а к годам 14, когда уже окончательно сформировался голос, окрепли связки, я почувствовала,  что у меня есть настоящий голос.

- А как к вашему стремлению отнеслась семья?

- Семья была очень музыкальная, мама моя обладала красивым голосом, в доме было много пластинок, часто звучала музыка. Я  вслед за Людмилой Зыкиной пела «Течет река Волга», за Тамарой Синявской – «Чернобровую казачку». Так что примеры для подражания были.

Но все складывалось – вопреки! Фортуна была где-то рядом, но... По каким-то непонятным причинам нам с ней все время было не совсем по пути.

После музыкальной школы, которую я закончила по классу фортепиано, я  поступала в музыкальное училище. Мне очень хотелось заниматься теорией музыки и музыкальной литературой. Мне казалось, что это более фундаментальные знания в музыке. А учительница по фотрепиано, прямо скажем, не вселяла в меня больших надежд на "выдающуюся пианистку". И только когда я не поступила на отделение теории музыки, а поступить я не смогла по причине существовавшей в то время в нашем музыкальном училище «мафии музыкальных теоретиков», учительница по фортепиано удивилась: «Что же ты не пошла на фортепианное отделение? У тебя и беглость пальцев хорошая и читаешь с листа свободно и характер произведений чувствуешь». Сколько я всего хорошего узнала тогда про себя. Ах, если бы она мне это сказала раньше! Как много в судьбе зависит от учителя! А так меня завалили на экзамене по двухголосному музыкальному диктанту, поплакала я в подушку и пошла в десятый класс.

Ну а после десятилетки подала документы ни много ни  мало, как в Брянский институт  транспортного машиностроения на факультет вагоностроения. Сегодня этот вуз называется Международный Технический Университет. Его и закончила.

- Так вы - инженер с музыкальным уклоном или музыкант с инженерным уклоном?

- Теперь уже, по прошествии многих лет, скажу, что я просто музыкант по призванию. А классным инженером был мой дедушка Сергей. Он был начальником танковой ремонтной базы в гор. Богородске Горьковской области, куда она была эвакуирована во время войны. Ответственность по тем временам ни с чем не сравнимая. У него был даже пропуск в Кремль, куда возил донесения о подготовке и отправки танков на поля боевых сражений. Об этом рассказывала мне моя бабушка и мама. Ведь дедушки не стало весной в 1944-м. Не дожил ровно год до Победы, за которую отдал жизнь в тылу.

Сама я очень любила поезда, любила на них кататься, знаете, этот убаюкивающий звук, когда "постукивают колёса". Если куда-то ехали в детстве, - это был настоящий праздник. Так что против вагоностроительного факультета особенно я не возражала.

Copy ES fin0001
- А как же голос?

- Во Дворце Культуры при Брянском машиностроительном заводе была вокально -оперная студия, которой руководила прекрасный  педагог -  Петерсон Нина Александровна.  У нас там была настоящая вокальная школа, репетиции, концерты. Такая, знаете ли, «богемная жизнь». В институте тоже была очень творческая   жизнь, там  был студенческий театр эстрадных миниатюр СТЭМ,  была команда КВН. И всё это на очень хорошем уровне, по-настоящему, без халтуры. Все буквально горели вдохновением. И всё это нужно было совмещать с основной учёбой. Предметы были не лёгкими: высшая математика, теоретическая механика, теория движения механизмов и т. д.  Даже умудрялись совершать на каникулах культпробеги по деревням, несли культуру  в массы.

Знаете, название города Брянск происходит от древнего Дебрянск, от слова «дебри» -  непроходимые леса. Так вот мы через эти непролазные леса шли на лыжах по селам с концертами.

Была очень насыщенная и яркая жизнь: на факультете в институте были смотры художественной самодеятельности,   вокальная студия установила тесные творческие контакты с городской Филармонией, организовывали совместные концерты. И репертуар был не простой.

- Какой у Вас был репертуар?

Арии из оперетт "Ждудита" Ф. Легара, " Сильва" И. Кальмана, которые любила с юных лет. Но я очень любила и по сей день люблю классические и старинные романсы. Дала мне как-то Нина Александровна спеть романс А. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца»  на стихи А. С. Пушкина. И когда я довольно легко взяла  «си» второй октавы, она мне сказала: «На кой черт, деточка, Вам это машиностроение?! Езжайте в Москву, в консерваторию!»

И я поехала в Москву. Прослушали меня в  ГИТИСе, в Гнесинке.  И как сказала педагог, которая прослушивала в ГИТИСе: «Возьму Вас в свой класс. У нас давно не было такого типажа».

- Но я уже предвижу, что этого не случилось. Почему?

- Родные, мягко выражаясь, отговорили. Тогда казалось, что инженер – это надежно, а я уже была на 4-м курсе института. Еще год - и диплом в кармане. А тут - "сомнительная  богема". Так что я вернулась, чтобы закончить институт, а про себя решила: «Я все равно буду петь!»

- А как вы попали в Ригу?

- По распределению после окончания вуза. Я сюда рвалась, как-никак, столичный город, культурный центр, есть  консерватория. Я очень хотела петь.

Но и тут не все было гладко. После прослушивания в консерватории мне сказали: «Данные хорошие, берем на нулевой подготовительный курс». Но и тут Фортуна отвернулась! Оказалось, что в консерватории нет вечернего отделения, а на дневное я идти не могла – я была «молодой специалист», подчинявшийся Министерству путей сообщения и меня это самое Министерство не отпустило.

Я бесконечно благодарна Алексею Синице - педагогу музыкального училища им Я. Медыня при консерватории им. Я. Витола (так в то время назывались эти музыкальные учебные заведения). Он, как ангел-хранитель, услышав меня,  сказал: «Вы не расстраивайтесь, в нашем  музыкальном училище есть вечернее отделение, я Вас туда отведу. Жалко, если такой голос пропадет. И педагоги у нас прекрасные». Мы пришли в училище и на прослушивании я спела тот самый «Фонтан» Власова с верхней «си». И меня взяли! Я была такая счастливая! И еще раз повезло с педагогом. Это была ведущая солистка нашей Рижской Филармонии Светлова Ада Исаковна. Она была не только чутким педагогом, она стала для меня настоящим большим другом.

Это было самое бурное время. Одновременно происходило все, и работа, и учеба, и замужество и рождение детей. Теперь сама удивляюсь, как всё успевала. Энергия била ключом. Всё  интересно, всего хочется.

- При таких талантах, зачем нужна была учеба?

Природа дает всем по разному. Есть от природы поставленные голоса. Поставленный – это, когда голос во всех  регистрах одинаково тембрально окрашен. Гортань "выстроена" самой природой. Но это – самородки, таких очень мало. А всем остальным непременно нужно ставить голос, обучаться вокальным приёмам звукообразования (звукоизвлечения) и звуковедения.

Ну и, потом, - общее музыкальное развитие. Это интеллект, знание музыкальной культуры, развитие внутреннего духовного мира. Певцу ведь недостаточно извлекать только каскады звуков.  Ему надо создать образ, а для этого нужно, чтобы образ уже был создан в его воображении. Нужно, чтобы певцу было что сказать слушателю, зрителю. У Петра Ильича Чайковского есть высказывание: «Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Так что обучение предполагает огромный труд.  Но оно того стоит. Талант умноженный на знания - это то, что никто никогда у вас не сможет отнять.

И  тогда, при наличии таланта, знаний и огромного трудолюбия возникает настоящее вдохновенное творчество. Процесс творчества дан людям для того, чтобы гармонизировать пространство вокруг себя и внутри себя. «Гармония» - вот  ключевое слово. Гармония  - суть существования Вселенной.

- А что для Вас – счастье?

- Счастье - это когда  твой внутренний мир находится в гармонии с окружающим тебя миром.

И, уж если мы говорим о счастье, то для моего полного счастья мне хочется, чтобы  вокруг было как можно больше счастливых людей, которые живут по законам гармонии. Людей, в душе которых есть свой собственный храм. Такие люди излучают свет и доброту.

- Спасибо. И  - счастья Вам!

 

 

Bookmark and Share
Top.LV