.

Спорт – моя религия

pljazhnij futbolИнтервью с исполнительным директором федерации Powerlifting Латвии и руководителем спортивного общества «АРКАН» Виталием Дубовым

- Я знаю, что вы на добровольных началах создали организацию «АРКАН»  где молодежь может заниматься спортом. Что вами движет?

- Спорт – это моя религия! Я вырос в Московском форштате, мальчишка из простой рабочей семьи. Что я видел, кроме улицы? До тех пор, пока не пошел в армию, другого мира и не знал. А уже в армии у нас был парень, который восхищался чемпионом мира по гребле на байдарках Ефимием Клементьевым. Именно тогда я понял, что мир шире, чем форштат. И Клементьев стал для меня примером того, чего может достичь целеустремленный человек.

- Расскажите о вашем детстве.

- Обычное детство обычного паренька из Московского форштата. Учился в школе, ходил в исторический кружок, клеили там модельки, на раскопки ездили. Было интересно. Но основная жизнь, конечно, была во дворе. Пацаны, драки, много уголовщины вокруг. Я был пацаном спортивным, меня записали в спортивный клуб при РКИИГА, занимался регби. Было интересно - соревнования, тренировки. А в 91 году все закончилось. Тренер после тренировки сказал: «Это последняя тренировка. Независимость есть, a финансирования нет, и команды РКИИГА больше не существует». Хотя в том же году команда стала чемпионом Латвии, ее все равно распустили.

Вот тогда я в первый раз закурил, мне было 13 лет.  Вышел из зала, и – все. Идти некуда.

И началась «бандитская романтика», все эти гоп - стопы, малины, «понятия», «базары». В районе много «авторитетных личностей», которые уже отсидели. И они проповедовали очень простую философию: «Ваша школа - тюрьма». А если принять во внимание то, что это было время больших экономических потрясений, когда денег в семье нет, то можно представить, как это было востребовано. Мама –  швея, Семья - то многодетная, и кормить надо, а – нечем. Папа – бригадир на железной дороге, а там тоже не платили. Я помню, как мама покупала на базаре кости, и варила из них нам суп. Плохо было.

bosnija - hercegovinaДень без драки - не день. Нужно было выживать. В 1991 году старший брат пошёл в армию. Вернулся с совсем другим мировоззрением, поехал в Сибирь на заработки. Я тогда на примере брата почувствовал, что есть другая жизнь, за пределами Московского форштата. А поскольку воспитан был на патриотизме, решил, что моя дорога – в армию. Пошел добровольцем, как только 18 лет испольнилось, на следующий день и пошел в военкомат. Прямо на православное рождество. А раз доброволец, можно выбирать, куда пойти. Конечно, я выбрал десант. До этого полгода в деревне у бабули восстанавливал здоровье, бегал, прыгал, выводил из организма все, что успел до этого в себя напихать.

- Армия оправдала ожидания?

- Сразу – нет. Окунулся из одной ямы в другую. Слышали, наверное, такое понятие, как дедовщина? Но я не сдался, и попал в элитный батальон. Из всего призыва только 8 человек получили отличие десантника - берет. И я в их числе.

Я как личность восстановился, вошел в форму. У нас был замечательный командир, так что за полтора года срочной службы в десантно-разведывательном батальоне нас многому научили - прыжки с парашютом, марш броски на 100 км, показательные выступления, соревнования. У нас был элитный взвод. Войсковое братство до сих пор существует.

А когда демобилизовался, вернулся на район, сразу почувствовал, как среда затягивает. Не мог с этим смириться и не знал, что делать. Решил поехать к своему бывшему командиру майору Милюку, рассказал все. А он и говорит: «Иди в штаб. Там сейчас набирают добровольцев в Боснию». Я пришел, смотрю, на ступеньках штаба сидит, тогда еще капитан, Дзинтарс Рога. Меня увидел, говорит: «А я уж думал, ты никогда не придешь». Так я попал в миротворцы.

Сначала нас забросили в Данию, как войсковых разведчиков. Погрузили в самолет, прямо в гражданской одежде. А как  сели на аэродром НАТО, так тут самое обучение и началось. Выдали нам экипировку, под 60 кг и стали гонять по полигонам. Наше подразделение считалось под началом принца - консорта Датского. Вся войсковая подготовка совершенно другая, не такая как у нас. Очень серьёзно готовили: медицина, технические характеристики различного вооружения, курсы войсковых разведчиков, курсы спецподразделений для подавления демонстраций. И даже курсы пожарных. Обучали, как себя вести в различных ситуациях, основы психологии. Срочная служба в Латвийской армии показалась детским лагерем. Войска НАТО – это  как работающая машина. Все отлажено и все неотвратимо работает.

То, что я увидел в Дании, в редкие моменты свободного времени, когда удавалось пройтись по городу, очень напомнило детство в СССР. Спокойные люди, старичок, кормящий голубей, дети, мирно играющие на площадке... По сравнению с тем ужасом, что я оставил дома в Латвии, был огромный контраст.

Там я уже начал получать карманные деньги и посылать их маме. Дома было очень тяжело. За долги уже хотели у родителей отобрать квартиру, только благодаря деньгам, которые я вкладывал в конверт и отправлял домой, удалось сохранить квартиру.

После 4-х месяцев обучения в Дании, нас погрузили в самолет и перебросили в   Хорватию, в Загреб. А оттуда в полной экипировке автобусом до Хорватско-Боснийской  границы. Выдали бронежилеты, каски, автомат.

Первое впечатление, после того, как форсировали реку Сава - Сталинград. Как в советских фильмах про войну. Кошмар, разрушенные дома, собаки бегают. Все же одновременно началось, вместе с развалом СССР. Я все время думал: «Слава Богу, что у нас так не было». В Латвии, хоть и было трудно, но обошлось без такой ужасной резни.

- Наверное, это очень страшно, когда участвуешь в боевых операциях. Что запомнилось больше всего?

- Не так отложились в памяти боевые операции, как  людские чувства, то, с чем пришлось столкнуться. Когда, например, раздавали гуманитарную помощь голодным детям. Или, например, красивейшее место, горы, а на дороге лежит скелет... Или такие человеческие истории. Вот бабуля, которая всю жизнь прожила в одной деревне. Здесь вся ее дети, внуки, правнуки. Пошла за козой в горы, вернулась в деревню, а там – вся родня с перерезанным горлом. Это же вся ее жизнь! Или - маленький мальчик пасет отару. А мальчик – весь седой. Рядом с ним снаряд разорвался, вся родня погибла, а сам он остался, контуженный.

А как нас по разному встречали люди. Кто-то радовался, а кто-то угрожал. Мне хорватские националисты обещали голову отрезать, когда мы заняли их базу. Их генерал на голове волосы рвал, грозился страшно.

- Но раз вы здесь, все закончилось хорошо.

- Войска НАТО бандитские группы подавляли моментально. Машина работала четко.

- Долго вы были в боевых частях?

- За пять лет службы я дважды был в боевых командировках, каждый раз по полгода.

- А что же было в остальное время?

- Обучение. Довелось учиться в школе горных альпийских стрелков в Швейцарии. Это те самые войска, которые охраняют Ватикан и папу Римского. Я учился на инструктора альпийских стрелков. Нас учили не только стрелять, но и очень многим вещам, в том числе и этикету.

- То есть? Что входило в обучение этикету?

- Умение есть в ресторане, пользоваться всеми правильными столовыми приборами, например. В бюджете даже были выделены специальные средства на посещение ресторанов с учебной целью. Потом, умение одеваться, общаться. Много разных интересных навыков.

- А на каком языке вас учили?

- На английском. Со школы английского было очень мало, только произношение, так что сидел вечерами, учил слова.

pacani
- А какое впечатление от Швейцарии?

- Там люди живут совершенно по-другому, у них там незыблемая стабильность, они вообще не понимали нашу реальность.

- А почему вы ушли из профессиональной армии?

- Сначала и не собирался. В планах было попасть в школу сержантов, для подготовки на Афганистан, но отложили, поскольку войска NATO вошли  в Ирак. Так что некоторое время я болтался «между небом и землей», Посмотрел, что за поледний год дома был всего месяц и решил демобилизоваться по семейным обстоятельствам. Тем более что у меня как раз родился сын.

- И чем вы стали заниматься?

- Во-первых, нашел работу. Теперь я руковожу службой безопасности крупного предприятия. Ну и начал заниматься общественными проектами.

- А как вы пришли к этой идее?

- Мне нужно поддерживать форму, так что я пошел в тренажерный зал, а там - встретил единомышленников. И еще, вернувшись, я увидел, сколько друзей сгорело заживо от наркотиков, алкоголя. Вот тогда и решил, что с этим нужно что-то делать. Я вижу свою миссию в том, чтобы показать молодым людям, что есть другие возможности. Так что я с группой молодых людей образовал спортивный клуб «АРКАН».

- Кто там занимается? Какая возрастная группа?

- Сначала мы занимались с друзьями. Это вполне взрослые люди, работающие, энтузиасты спорта. Мы ставили своей целью личное развитие, участие в соревнованиях. Постепенно стали приходить еще ребята. Сейчас у нас много студентов, школьники. Мы с друзьями шли по району, подходили к пацанам на лавочках и говорили: «Что вы здесь сидите, пиво пьете! Идите в зал». И смотрю, некоторые уже через полчаса в зале были, железо таскали. У нас в Московском районе около 5 000 студентов. И свои, и иностранные студенты, которые снимают здесь квартиры.

- Что за виды спорта у вас есть?

dzjudo- Сейчас уже много. Есть Powerlifting, бодибилдинг, тайский бокс, классический бокс, дзюдо. Я сам – неоднократный чемпион Латвии по Powerlifting, мастер спорта, по дзюдо у меня синий пояс. Проводим соревнования по штанге. Есть даже балетная студия для девочек.

- А балет-то как к вам попал?

- Очень просто. Пришла женщина, педагог – Анна Григорьева - ее с ее студией выгнали из помещения. А ее сын у нас тренировался. Вот мы ее и взяли под опеку. В нашем помещении, девочки. Конечно, не могли заниматься. Но у нас с помощью депутатов Рижской Думы Валерия Петрова и Ефимия Клементьева получилось договориться с директором средней школы Людмилой Кашиной. Так что она уже сезон готовит девочек, они танцуют, выступают.

- За счет чего вы развиваетесь?

- За свой счет. У меня есть доход от основной работы. Покупаем новые тренажеры. Создаем самодельные, клуб развивает группа альтруистов, которые хотят с пользой проводить время. Наша задача в том, чтобы пропагандировать здоровый, спотривный образ жизни.

- Ну, вы сами являетесь образцом такого образа жизни. Какие у вас звания?

- С 2006 года я - исполнительный директор федерации Powerlifting Латвии, а с 2008 года член правления, представляю Латвию в этом виде спорта. Ну и руковожу клубом «АРКАН СПОРТ». Совместно с федерацией клуб «АРКАН» является официальным организатором «Дня семьи», который будет проводиться в конце мая в LIDO на Краста. И недавно с товарищем по спорту Валерием Петровым учредили еще общество «Рига без наркотиков».

С каждым годом мы привлекаем все больше атлетов, «наращиваем мускулатуру» в виде активных, заинтересованных людей, которые принимают участие в нашем спортивном празднике. И  всё больше людей смотрят на проблемы семьи, молодежи и спорта. Проект объединяет этих людей. Когда мы в 2005 году в первый раз делали такой праздник, то у нас было только 11 атлетов – 10 из нашего клуба, и один атлет из Даугавпилса. После праздника директор LIDO – Алексей Тригубюк – сказал: «Продолжайте. Хорошее дело»! И мы продолжили. В 2006 году – уже было около ста спортсменов, а в этом году ожидаем, что будет больше 400.riga bez narkotikov

- Все спотсмены относятся к Powerlifting?

- Нет, там будут самые разные направления. Будут даже танцы в стиле брейк и хип-хоп, за них отвечает  Аввакум Петров, армрестлинг, где руководит Нормунд Томсон, силовая борьба (якутская борьба) под руководством Мартыньша Крузе maswrestling (перетягивание палки). Ну, а за Рowerlifting отвечать буду я.

- То есть вы уже больше работаете как администратор, а не как спортсмен?

- Ну почему же? Я – еще действующий спортсмен, как говорится, «в обойме»! По возрасту, конечно, уже приближаюсь к сеньорам. Но еще надеюсь принимать участие в чемпионате Латвии по дзюдо. Надеюсь сохранять хорошую спотривную форму, Бог даст, до глубокой старости. Мне еще есть к чему стремиться. А в качестве помощника администратора мне помогает племянница – Дарья Дубова.

- Даша, вы тоже занимаетесь спортом? И что делаете, кроме спорта?

- Пока еще учусь в школе Гердерa, в 10 классе.  Изучаю немецкий язык. И спортом тоже занимаюсь. Это дзюдо и фитнес.

- Дзюдо, это же силовой вид спорта? Зачем он девочке?

- Помогает снимать напряжение, выплескивать агрессию не на окружающих, а – в тренировку. И потом, это же часть японской культуры, которая меня очень интересует. Я хочу после школы пойти учиться на переводчика, изучать японский, тайский, корейский языки.

- Как вы собираетесь совмещать такие разные вещи, как языки и дзюдо?

- Возможно, я поеду в Японию и буду там работать, как переводчик. А может быть станy тренером по дзюдо. Будущее покажет. И то, что я сейчас помогаю Виталию, тоже развивает мои способности. Мне нравится помогать людям, а тренерская работа и работа переводчика – обе darja 2
профессии позволяют помогать другим. И потом, спорт даёт чувство гармонии души. Помогает развиваться не только физически, но  и духовно. Учит бороться с трудностями и побеждать.

- Дух победителя! Это очень важно. Успехов вам в реализации ваших планов. И, конечно, в ближайшем из них – организации «Дней семьи» в LIDO на Краста. Когда точно будет этот праздник?

- 25 и 26 мая ждем всех на нашем Семейно-спортивнoм празднике RIGA 2013! Будет интересно.

Встретимся в LIDO!

Bookmark and Share
Top.LV